Как избавиться от желания мстить? Как избавиться от пищевой зависимости? Психологические аспекты.
«Желание порождает страдание», – говорили древние. «Избавься от желаний – и ты избавишься от страданий». Но человек – существо желающее, поэтому абсолютно избавиться от желаний он не в силах, однако он вполне способен быть свободным по отношению к ним.
Толкование законаВся человеческая жизнь представляет собой набор различных целей, которые человек ставит перед собой всю сознательную жизнь. Добиваясь одной, он незамедлительно ищет себе другую, и так до бесконечности, ибо человек – существо желающее. Основой цели, то есть более или менее четко спланированного плана действий, является желание. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, если бы человек действительно избавился от этой своей черты – постоянно чего-то хотеть, человечество не смогло бы полноценно развиваться. Но, с другой стороны, человек разумный никогда не будет рабом своих желаний. Ведь, если смотреть на этот вопрос с философской точки зрения, желание – это производная человеческого мышления. В тот момент, когда они меняются местами, человек оказывается уже не в состоянии управлять своей волей.
Если избавление от желаний подобно смерти человека как общественной единицы (человек, у которого отсутствуют желания, не в состоянии добиться чего-либо), а зависимость от желаний приводит к моральному рабству, вопрос напрашивается сам собой: что же следует делать, чтобы не переступить заветную черту? Правило первое гласит: соизмеряйте свои потребности со своими возможностями. Во-первых, это избавит от будущих разочарований. Во-вторых, это наиболее короткий путь к рабству, так как в этом случае человек готов на совершение любых безумств и преступлений ради достижения своей цели.
Правило второе предупреждает: будьте последовательны при достижении поставленной цели. Никогда ничего не решайте наобум. Если ситуация в любой момент может выйти из-под контроля, то скорее всего так и произойдет. В этом случае человек попадает в кабалу к собственному азарту. Так чаще всего происходит с любителями азартных игр. Между прочим, последние – тоже рабы желаний, желаний прослыть удивительными счастливчиками, проживающими «легкие» деньги. Впрочем, человек по-настоящему азартный найдет свою «прорву» везде – от карьерного роста до желания объездить весь мир.
И, наконец, правило третье: не сотвори себе кумира из желаний. Человеческая жизнь многообразна и благодаря этому прекрасна, так что не стоит превращать ее в бесконечную погоню за исполнением своих желаний. Кроме того, существует еще один, скрытый и коварный риск. Говорят, когда боги хотят нас наказать, они исполняют наши желания. Никогда нет гарантии, что, получив то, о чем мечтал, человек станет более счастлив. Между тем, история пестреет примерами, когда исполненное желание становилось для человека гибелью. Вообще, чем невозможней ставят перед собой люди цель, тем больше вероятности, что они пожалеют об этом, вне зависимости от того, исполнится она или нет.
Если желание не исполняется, человек проживает всю жизнь в ожидании «звездного часа». А такая жизнь скорее напоминает наркотическую зависимость, нежели полноценное существование. А если он исполнится, вполне может оказаться, что результат принесет еще больше огорчений. Не говоря о том, что жизнь в этом случае начинает напоминать безводную пустыню – когда уже нечего желать и некуда стремится. Не зря же говорят, что сладко не столько исполнение желания, сколько ожидание этого.
ОбразИгрок казино, спускающий на рулетке все свое состояние и растрачивающий жизнь, не имеет сил остановиться в вечной погоне за нереальной мечтой. Он стал рабом собственных желаний и не в состоянии избавиться от них – и поэтому гибнет.
Доказательства законаКак уже быдло замечено, история полна фактов, когда исполнение сокровенного желания становилось причиной еще большего несчастья. Так, например, некто Джон Рибен, проживавший в 1876 году в Нью-Йорке, больше всего на свете хотел разбогатеть и сделать это быстро и без последствий. Его работа мелкого клерка при всей его старательности вряд ли могла помочь ему в исполнении этого желания. Однако у него был престарелый дядя-коммерсант, который был не прочь завещать своему племяннику определенную, очень крупную сумму денег вместе с шикарным домом. Правда, при условии, что тот будет ухаживать за ним и честно вести его дела до самой смерти. Тогда, посоветовавшись с женой, Джон решил принять предложение своего родственника.
С этих пор на протяжении 12 лет семья Рибенов оказывала пожилому джентльмену обещанные услуги. Как каждый человек в его возрасте, хозяин дома был требователен, если не сказать капризен, но супруги все терпели, помятуя о наследстве. Однако, когда дядя умер и, действительно, по завещанию семья получила дом и кругленькую сумму, Джон уже не был этому рад. Те простые мелочи жизни, к которым он привык, внезапно стали для него недостижимым счастьем, круг, к которому теперь принадлежал Джон и его жена, диктовал свою линию поведения. Кроме того, доставшийся им дом навевал слишком много воспоминаний о годах, которые они провели в нем, ухаживая за престарелым человеком. В конце концов Рибены продали дом и уехали в Калифорнию, чтобы начать жизнь сначала.
А вот другой пример того, что бывает с человеком, когда он попадает в рабство к своим желаниям. Поль Дювалье, некогда известный брокер Парижской биржи начала ХХ века, был охвачен стремлением попасть на развалины старого Мемфиса. Многие из его коллег считали эту затею безумием. Однако сам Поль относился к ней совершенно серьезно – увлекшись еще в юности египтологией, он прочитал однажды, что проведенная в одной из великих пирамид ночь дает человеку сверхспособности – телепатию, левитацию и т. п.
Для подтверждения своей теории Дювалье прочитал массу литературы – как научной, так и популярной, буквально «заболев» этой идеей. На литературу, выставки, проводимые различными музеями, а также открытые лекции необходимы были деньги. Он тратил на свою мечту все заработанные франки, с каждым годом все меньше и меньше обращая внимание на свой собственный вид.
В результате он стал охладевать к своей работе. Его друзья еще пытались вернуть его на «грешную землю», но – безрезультатно. Он отдалился от общества и поменял работу на бирже на работу сторожем в музее древностей. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, но однажды он нашел единомышленника. Вместе с этим человеком Поль намеревался отправиться в Египет и осуществить свою мечту. На сборы ушло полтора года.
За это время они успели найти экспедицию, руководитель которой согласился взять их с собой за определенную плату и с условием, что на него не ложится никакой ответственности за их судьбы. Чтобы найти необходимую сумму, Дювалье пошел на преступление – вместе со своим новым приятелем они вскрыли небольшую ювелирную лавку. Судьба и в этот раз оказалось к нему благосклонна – экспедиция отправилась в Африку раньше, чем полиция Парижа вышла на их след.
Там, в старом Мемфисе, мечта Дювалье все же осуществилась, правда не сразу. Очень долгое время он не мог пробраться в пирамиду и, тем более, провести в ней ночь. Однако и здесь ему помогли деньги. Подкупив одного из смотрителей, Поль проник внутрь и стал ждать... Наутро он вышел оттуда совершенно разбитый и практически безумный. Конечно, его мечта была не более чем клевком на уловку журналистов, старавшихся привлечь внимание к газете и потому написавших ту злополучную статью. Но для человека, всю свою жизнь положившего на исполнение своего желания, это было полным крахом. В результате Поль Дювалье, у которого не было даже денег, чтобы вернуться домой, покончил с собой, не пережив разочарования.
У каждого человека существуют такие периоды в жизни, когда какое-либо желание или цель кажется настолько сладостной, что жить без нее невозможно. Но у разумного человека, человека, который в состоянии одолеть свои страсти, свои желания, всегда найдутся силы справиться с этими внутренними «монстрами», способными разрушить человеческую личность.
Авторитетное мнениеОбратная сторона законаОни нам все дают и все отнимают – власть, богатство, женщин. Мы считаем себя их господами, а на самом деле мы – лишь жалкие их рабы. Имя им – желания.
(«Махабхарата»)
Так, может быть, лучше вообще избавиться от желаний раз и навсегда и достичь желанной нирваны? Но, как ни удивительно, здесь и кроется обратная сторона закона. Впрочем, жизнь не была бы тем, что она есть, если бы все головоломки решались просто. Человек перестает быть человеком, как только перестает стремиться к невозможному. Одна из неотъемлемых сторон человеческой натуры – вечная тяга «за линию горизонта». Таким образом, избавляясь от желаний, человек избавляется от жизни.
Цель нередко определяет человеческое существование. Кто-то безответно влюблен и стремиться обрести взаимность. Кто-то небогат и стремится к благосостоянию. Кто-то не может жить однообразием и стремиться в дальние страны – за новыми ощущениями и впечатлениями. Следовательно, в основе всех достижений человека лежат только желания. Отказывается от желаний только человек, максимально пресыщенный успехом и легкостью достижения любых целей.
Следом за подобным состоянием обычно на человека наваливается полная апатия – отказ от любых действий. Или, что не менее разрушительно для человеческого «я», – постоянный поиск чего-то нового, что постепенно перерастает в манию. Бесстрастность, казалось бы, дает человеку множество преимуществ перед себе подобными, но это обманчивое мнение. Лишаясь желаний, человек лишается целей, лишаясь эмоций, неразрывно связанных с желаниями, он теряет способность наслаждаться жизнью. Таким образом, выстраивается замкнутый круг.
Кроме того, постоянно держа себя в «ежовых рукавицах» и не позволяя себе подпадать под власть желаний, человек рано или поздно начинает ненавидеть и себя – за неспособность оценить человеческие радости, и тот стиль жизни, который он сам себе навязал. В результате человек стремиться высвободиться из-под гнета собственной строгости, а это чаще всего приводит к совершенно противоположному эффекту, он становится несдержанным, излишне подверженным страстям и эмоциям, а главное – постоянным переменам в настроении, что делает общение с ним чрезвычайно затруднительным. Замечено, что, чем строже запреты, налагаемые на личность, тем неожиданнее и беспощаднее она будет бунтовать против них. Поэтому можно только посоветовать не забывать о чувстве меры при выполнении этого закона.
ПритчаВ древности жил один царь, славившийся своей великой скупостью и любовью к деньгам. Он был сказочно богат, но единственным его желанием было – обогатиться еще больше. Ничего ему так не хотелось, как прослыть самым богатым человеком на свете. Царь буквально бредил этой мечтой, постоянно взывая к Богу, чтобы тот помог стать ему еще богаче и еще могущественней. Наконец, Господь устал от его просьб, и однажды ночью явился к царю прекрасный крылатый посланник и молвил: «Твои мольбы услышаны, проси все, что ты хочешь». И тогда царь, безмерно обрадовавшись, воскликнул: «Я хочу, чтобы все, к чему бы я ни прикоснулся, превращалось бы в золото». Посланник печально кивнул и сказал: «Да будет так».
Утром, проснувшись, царь решил проверить свой дар и – о, чудо! – к чему бы он ни прикоснулся, все превращалось в золото. Царь словно обезумел – он превратил свою мебель, и животных, и деревья в саду в золото, но ему хотелось еще. И тогда в его дворце вместо проворных слуг выстроились золотые статуи. Но прошло время – и царь проголодался. Тогда он внезапно осознал, что находится совершенно один. Он схватился за голову и тут же превратился в глыбу желтого металла.
Несколько месяцев назад у меня созрел план двух небольших статей. Первую хотел назвать «Принцип искренности», вторую - «Принцип тщетности». Их основные идеи простые, испытанные на себе и клиентах. Но я, как часто бывает, не удержался и начал мудрить.
Основная мысль статьи об искренности: даже сомнения в святом - чисты, потому что честны .
Основная мысль статьи о тщетности: страх уходит, когда осознаешь неизбежность потери .
Маешься от желания? Осознай необоснованность расчета - и желание уйдет. Иногда осознание накрывает мгновенно, иногда требует ювелирного анализа или «медитации» о природе явления.
Примеры
Тщетно - рассчитывать на конкретное будущее - его может не случиться.
Тщетно - доказывать правоту - этот голод никогда не унять доказательствами.
Тщетно - скандалить, рассчитывая на согласие и понимание - конфликты ведут к разрушению.
Тщетно рассчитывать на справедливость - у жизни свои неведомые нам планы.
Тщетно - умничать и рисоваться - лишаешься реальной душевной близости.
Тщетно требовать любви - принуждения к ней вызывают противоположную реакцию неприязни.
Тщетно - рассчитывать на покровительство - страх потери опор не покинет.
Тщетно - рассчитывать на взаимность, если ее изначально нет.
Тщетно оберегать ребенка на каждом шагу. Реальность не станет его жалеть, но даст ему шанс повзрослеть.
Тщетно - сопротивляться правде - самообман покоя не даст.
Тщетно - принуждать себя к осознанности. Она, как и сон, естественна - нечто из глубин начинает спонтанно интересоваться настоящим.
А на что рассчитывать можно?
Представьте, как после трудового дня, изголодавшись, вы решаете наградить себя вкусным ужином, и обтекая слюнями, несете тарелку к экрану, чтобы оттянуться за просмотром сериала. Насколько полно вы принимаете в этот миг настоящее? Ведь вы - само ожидание наступающего отрезка комнатного счастья.
Нутро настраивается на единственный вариант реальности в счастливом ублажении ума и тела. А что если на полпути тарелка с едой перевернется на пол? Маленькая частная трагедия, а?
А ведь желанного и годами ждут. Масштабные цели - масштабный облом расчет. Насколько надежны такие расчеты? Контролируем ли мы будущее? Знаем его?
Мы знаем даты, можем предсказывать статистически вероятные последствия, дела и встречи в конкретные дни. Но какими они будут, по-настоящему не знаем никогда .
Не знаешь даже, о чем подумаешь через секунду. Что есть кроме этого мига? Череда мельтешащих, пугающих и обнадеживающих миражей в уме.
Но мы врем себе, потому что любим надеяться. Не берем в расчет такую реальную вероятность, что никакого будущего для нашего драгоценного «я» может не наступить вообще. Форс-мажоры, внезапные неотложные дела, рояли в кустах и прочие спонтанности жизни - их в расчет включать не спешат.
Десять лет назад одна моя родственница неожиданно покинула тело в 30-летнем возрасте. У нее заболела голова, а через два часа ее не стало. Никто не ожидал.
Надежда - это воображаемое владение чем-то якобы реальным. Хрупкая фантазия, на которую делают ставку размером с жизнь.
Контрольные вопросы: «Чего я себе присвоил(а)? За что трясусь?»
Как приходят к осознанности
Могу ли я владеть человеком? Могу ли гарантировано проводить с ним время, когда захочу? Владею ли «собственным» телом? Гарантировано ли успешное будущее?
Никогда.
Это непростая истина. Для ума, привыкшего владеть она тревожна, потому что сжигает его эфемерные богатства. Через боль разочарования в иллюзиях приходят к .
Когда кажется, что хочешь осознанности, на деле снова пытаешься овладеть миражом, каким-то иным воображаемым состоянием. Осознанность - это вкушение того, что есть уже, каким бы оно ни было.
Реальной осознанности не хочется - ее можно только благодарно принимать - она раскрывающаяся правда. А желание осознанности - жвачка для ума, смакование «обгоняющего» реальность образа себя «лучшего», осознающего. И очередная надежда.
Осознанность вскрывает неприятие настоящего: приближаешься к нему вплотную, видишь, как этот протест против реальности требует удовлетворения. Но ты уже знаешь, что насыщать его тщетно - можно бегать от себя годами. Поэтому больше не дергаешься, не спешишь, а продолжаешь смотреть.
Становится тяжелей. Эго словно тошнит. Но если не сбегаешь, тогда блок голодного «я» пронизывает насквозь жизненной энергией. И все проходит. С потерей очередного иллюзорного владения уходят и переживания о нем. Никакого оргазмического насыщения. Просто покой и ясность.
Разочарование в иллюзорном отрезвляет и возвращает к настоящему. Все будет отпущено. Возможно, что-то останется. Мы никогда не знаем, как сложится. Будет, как Бог даст.
© Игорь Саторин
Если хочется углубиться в тему, обязательно почитайте:
Одним из наиболее известных и значительных направлений в индийской философии является буддизм. Создание этого учения связано с легендой о принце по имени Сиддхартха Гаутама, жившего в Индии приблизительно в VI веке до нашей эры. Он был сыном одного знатного правителя, жил в роскошном дворце, окруженном великолепным садом, в котором росли необыкновенно красивые цветы и деревья, гуляли экзотические животные, раздавалось чарующее пение птиц, текли прозрачные ручьи с диковинными рыбами и били, сияя в солнечных лучах, прекрасные фонтаны. Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни свои безмятежно и счастливо, гуляя в своем райском саду и любуясь цветущей природой. Дворец и сад Гаутамы являлись совершенно изолированными от остального мира, он его никогда не видел и потому не знал, что творится в нем. Принцу казалось, что его молодость, здоровье и богатство вечны и неизменны, а счастье - бесконечно и постоянно.
Однажды, гуляя по саду, принц подошел к его самому дальнему уголку, преодолел высокое ограждение, и, снедаемый любопытством, пошел посмотреть на существующий за садом окружающий мир. По дороге принц встретил старца с головой, белой как снег, с изрезанным глубокими морщинами лицом и понял, что молодость его не вечна, и он когда–нибудь станет таким же старцем – слабым и беспомощным. Потом Гаутама повстречал человека, мучимого тяжелой болезнью, все тело которого было покрыто ужасными язвами, и понял, что здоровье его не вечно, и неизвестно, где и когда его тоже может настичь болезнь и принести несчастия. Потом принц увидел нищего в грязном рубище, протягивающего к нему костлявую руку за подаянием и понял, что он тоже мог быть нищим, и влачить жалкое существование, прося милостыню. Богатство его не вечно – сегодня оно есть, но нет никакой гарантии, что и завтра он будет так же богат, кроме того, ему просто повезло – родился у богатых родителей, но мог быть и сыном бедняка.
Гаутама понял, что, живя безмятежно в саду и считая жизнь прекрасной, глубоко заблуждался, потому что не видел, какой несчастной и печальной она может являться. Только в его маленьком уголке она хороша, но в огромном мире – совсем иначе. Он молод, здоров и богат, но не в силу личных заслуг, и вполне мог быть старым, больным и нищим. Печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье, словно черный лебедь – редкая птица на земле. Принц понял, что жизнь человеческая в большинстве случаев наполнена страданиями и несчастиями, и потому тяжело ее бремя.
Гаутама обдумал все полученные знания и открыл одну истину, которая озарила его, и стал «просветленным» или, по–древнеиндийски, – Буддой, положив эту истину в основу своего учения, в скором времени ставшим знаменитым и нашедшим многих приверженцев. Ядро буддизма – это «четыре благородных канона», то есть четыре основных положения, которые состоят в следующем.
Во–первых, жизнь - это страдание и потому зло. Какой человек скажет, что жизнь его счастлива и что у него все точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно найти счастливца, зато каждый из нас чем–то недоволен, расстроен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радости, а если последние и происходят, печалей, неустроенности, неудовлетворенности все равно будет больше.
Во–вторых, требуется ответить на вопрос - в чем причина человеческого страдания и несчастной жизни. Причина заключается в постоянном стремлении человека к чему–либо, которое понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему–то, чего–то хочет, имеет определенные желания и жаждет возможность их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. Второй окажется меньше первого, и будет располагаться внутри него. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности не совпадают с желаниями, мы увеличиваем собственные возможности, совершенствуем себя, желая достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение.
Но как только мы достигаем, чего хотели, как только круг возможностей совпал с кругом желаний, последний сразу же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем оттого, что желаемое не совпадает с действительным. В результате получается, что наши желания – стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным - оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, что получить не можем.
Данный сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, в результате оказавшись у разбитого корыта. К подобному печальному концу приходит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некому «завтра», в котором наконец–то реализуются наши цели, и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там–то наверняка откроется наше счастье. Мы проживаем собственную жизнь как бы на черновиках, постоянно к чему–то готовясь и чего–то ожидая, а в результате оказывается, что чистовика жизни не будет, что «завтра» не наступит, и для будущего уже прошло время.
Французский писатель Анатоль Франс в сочинении «Сад Эпикура» пишет: «Мне еще не было десяти, я учился в девятом классе, когда наш преподаватель г–н Грепинэ прочел нам на уроке басню «Человек и гений». Но я помню ее, как если бы происходило вчера. Гений дает ребенку клубок ниток и говорит ему: «Это нить твоей жизни. Возьми ее. Когда захочешь, чтобы время шло скорей, дерни нитку: дни твои потекут быстрее или медленнее, смотря по тому, с какой скоростью ты будешь разматывать клубок. А пока не будешь до него дотрагиваться, жизнь твоя будет стоять на месте». Ребенок взял клубок. Он стал дёргать нить – сперва для того, чтобы стать взрослым, потом – чтобы жениться на девушке, которую полюбил, потом – чтобы увидеть, как выросли дети, чтобы скорее добиться удачи, денег, почестей, чтобы сбросить бремя забот, чтобы избежать огорчений, связанных с возрастом недугов, наконец – увы! – чтобы покончить с докучной старостью. После прихода Гения он прожил на свете четыре месяца и шесть дней.»
Третьим пунктом учения является положение о том, что преодолеть страдание возможно через устранение жажды, то есть – постоянного человеческого стремления к чему–либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая круг возможностей, не лучше ли сузить круг желаний до круга возможностей: возможности меньше не станут, а желания, ограниченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гармония человека с самим собой, прекращение борьбы и напряжения, прекращение страданий. Кроме того, наше вечное стремление к большему и к лучшему, погоня за желаниями приковывает нас к колесу сансары и заставляет рождаться вновь – для новой жизни, новых стремлений и страданий.
Отказываясь от личных желаний, мы отказываемся от себя, теряем индивидуальное «я» и погружаемся в нирвану, то есть умираем насовсем, чтобы жить вечно. Ограничение и уничтожение желаний, возможно, единственный способ преодолеть зло земной страдальческой жизни и обрести вечность и счастье. Устранение собственных желаний называется аскетизмом и является путем правильной жизни в буддистском учении.
Четвертый пункт учения раскрывает этот путь или поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване – правильное суждение (т.е. понимание жизни как страдания), правильное решение (решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхитростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками).
В результате аскетизм – это преодоление различного рода желаний и специфический стиль или способ жизни: и практической, и эмоциональной, и интеллектуальной. Как ни удивительно, но для достижения счастья требуется отказаться от постоянных стремлений к нему. Мы оттого и несчастны, что гонимся за счастьем, полагая, что оно – в реализации наших желаний. Налицо парадокс: отказаться, чтобы получить, пренебречь, чтобы приобрести, остановиться, чтобы достичь.
Вопрос психологу:
На протяжении года по воле одного человека в команде несколько человек надо мной издевались, путем давления, запугивания, оскорблений и унижений. Этот человек вместе со мной работал, он гораздо выше по должности и статусу. На своей работе уже бывшей, на начало издевательств я проработала 5 лет. Что послужило такой агрессии в мой адрес, я не знаю, есть догадки, в общем, если что-то плохое было и сделано мной, то не с умыслом. Изначально мне приходили смс, мне дали понять что за мной следят за каждым моим шагом, за моими телефонными звонками, потом начали писать всем моим родственникам и знакомым, в этих сообщениях меня оскорбляли по разному и писали то, что не соответствует действительности. Через пол года дело дошло до того, что мне и моим родным приходили смс каждый день по несколько штук. Меня довели до психоза, именно до психоза. Год я боролась как могла, чтобы не потерять место работы, которое мне было необходимо как источник доходов. Потом я приняла решение уволиться, потому что больше не в силах была терпеть унижения, в том числе и публичные. К примеру мое фото выложили в интернет на сайт проституток и написали руководству письмо, что я занимаюсь проституцией. Потом посыпались угрозы, что будут писать гадости от моего имени, это и стало решающим фактором написать заявление и уйти. С момента как я уволилась, мне резко перестали делать гадости. Прошло три месяца как я живу без этой грязи. Но в душе поселилось чувство ненависти, желание мстить, желание причинить адскую боль, такую, какую пережила я за этот год. В момент этих угроз я испытывала большой страх, чувство беспомощности, чувство "паралича", что кто-то вмешивается в мою жизнь, следит за мной, нарушает все мои права и все законы уже даже не человеческие, а юридические, а ничего не могу сделать и не смогла. И все бы ничего, но сейчас я ничего не могу делать, ненависть меня перекрывает, я никогда не испытывала таких чувств, желание уничтожить, что пугает. Как забыть этих людей? Что сделать, чтобы об этом не думать, чтобы идти дальше своим путем, путем, который у меня есть. Ощущение, что на ногах и руках у меня привязаны большие неподъемные булыжники, которые я скинуть не могу. Помогите мне, пожалуйста.
На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Мария, здравствуйте!
Что сделать, чтобы не думать о прошлом негативе? - Путем изменения мыслей и эмоций внутри Вас о случившейся ситуации. Ваша злость понятна, терпеть в течение года сильнейший прессинг и забыть о нем за пару-тройку месяцев - не так просто. Но, лучшее, что можете сделать для себя - это привести себя в порядок, путем изменения отношения к прошлым событиям, к тем людям, в момент, когда все зародилось.
Ваша задача - проработать прошлый негативный опыт, путем изменения отношения к нему, переведя его во что-то нейтральное.
Все прошлые инциденты, постарайтесь вспоминать безэмоционально, смотрите на них как бы со стороны. Как только начнете себя жалеть, злиться на кого-то, испытывать какие-либо эмоции по типу "ненависть, презрение и т.д.": считайте, что цель "идти своим путем" становиться недоступна.
Ответьте себе вот на какие вопросы:
1. В чем была изначальная причина начавшегося "гонения" на Вас? - "Сухая причина" и ее возгорание?
По сути, практически каждый человек из "хорошего" может перейти в категорию "плохого". И для этого нужно что-то делать, либо не делать, что усилит негатив одного человека против другого, тем более на протяжении длительного периода.
2. Что такого Вы могли сделать, что дало старт для развития случившихся событий для Вас?
4. Какие, ресурсы (личные качества) нужны были в той ситуации, чтобы нормально ее пережить, избежать или прервать? Вы можете воспользоваться примером кого-то, кто смог бы разрешить ситуацию и за счет чего (таким человеком может быть кто-то из Вашего окружения или известный человек, который точно решил бы вопрос).
Если раньше Вы испытывали страх, то теперь испытываете гнев, злость. Что было бы если Вы тогда воспользовались этими качествами?
Найдите в себе то, что в Вашей голове разрешит ситуацию (поскольку текущие негативные эмоции бушуют в Вас и не дают покоя мыслям, рисуя ситуацию неуспеха и поражения вновь и вновь).
5.Представьте, что найденное качество и стиль поведения поможет Вам не только "перепрожить" случившуюся ситуацию в лучшем ее варианте, сценарии, но и окажется продуктивным в дальнейшем.
Если и вспоминать ситуацию, то с вариантами лучшего ее исхода, но не "как могло бы быть, разрешиться само собой", а сделав акцент на том, какой ресурс, полезное качество в Вас способствовало бы решению той ситуации. Например, если Вы в своей "картинке" прошлого ведете себя определенным новым образом, то как меняются события и их исход.
В дополнение с сказанному: для разрядки сейчас будет полезным заняться, например, чем-то спортивным, чтобы выбросить накопившуюся энергию, сбросить напряжение в теле и получить новые силы. Направьте ваш гнев, агрессию, которые есть - вовне (в спорте - побейте грушу), дайте выход эмоциям.
Желание отомстить обидчику оказывает негативное влияние на психологическое состояние человека.
Несмотря на то, что со времен Фомы Аквинского желание отомстить относится к естественным законам природы, следует использовать все возможные методы, что бы избавиться от этого деструктивного и мучительного чувства.
Новый Завет – кодекс морали, который пропагандирует основные принципы гуманизма. Человек не должен отвечать злом на зло, совершенное в его сторону. Но при этом, он должен защищать других людей, если их унижают или бьют.
Подавляющее количество проблем, связанных со взаимоотношениями людей между собой, можно решить с помощью «машины правосудия». Но существуют ситуации, которые не подвластны этой «судейской машине». К сожалению, в нашем обществе ущерб, причиненный личности (психологический ущерб), оценивается как минимальный. А человек жаждет справедливости и возмездия. Психологический прессинг, преследования, насилия – преступления, за которые каждый из нас должен нести моральную ответственность. Как справляться с желанием мести за причиненные психологические проблемы, которое вполне оправданно?
Существуют эффективные методы, которые применяют в своей работе психологи, помогающие людям побороть деструктивное желание отомстить. Речь не о мести как таковой, а именно о жажде мщения.
Как избавиться от желания отомстить: психологические методы
Отплатить той же монетой
Рассмотрим ситуацию на примере девушки, которую невзлюбил на работе новый начальник. Она трудилась на предприятии долгое время и никаких замечаний со стороны старого руководства в ее сторону не поступало. Но после смены начальства, девушку стали унижать и критиковать. Начальник указывал ей на профессиональную некомпетентность. Хотя сама девушка, как и ее коллеги, не сомневалась в своих способностях.
Растратив последние силы, девушка уволилась. С одной стороны ей надо просто сменить рабочее место. Но, упреки, замечания и унижения сильно повлияли на эмоциональное состояние девушки. Она не могла пойти на собеседование, боялась, что ее начнут высмеивать и критиковать. В ней пошатнулась профессиональная уверенность. Вспоминая произошедшие события, девушка начинала жалеть себя, ненавидя начальника. Ее одолевало желание превратить его жизнь в кошмар. От своих негативных мыслей девушка не могла избавиться. Хотя, они вызывали в ней чувство стыда.
В результате, девушка пострадала несколько раз: от обидчика и от себя самой. И это вместо желанного восстановления справедливости. Сильное желание мести приводит к плачевным последствиям. Если отплатить обидчику той же монетой, то это не избавит человека от негативных мыслей. На смену желанию мести придет опустошение. Ведь каждый из нас считает себя добрым человеком. А причиняя боль другой личности, мы опускаемся на несколько ступенек вниз. Месть не успокаивает. Невозможно вернуть ситуацию до того момента, когда появилась в душе обида.
Научиться прощать
Френсис Бэкон сказал, что во время мести человек становится подобен своему врагу. Если он прощает, то возвышается над ним.
Достойной альтернативой мести является прощение. помогает обиженному человеку вернуть зло своему обидчику. Этот эффективный прием позволяет справляться с последствиями психологических травм. Но данный метод не подходит для решения небольших бытовых конфликтов. Его следует использовать в том случае, если речь идет о серьезных ситуациях.
Например, в предыдущем случае девушка стала жертвой начальника. Она должна не мстить, а вернуть ему причиненное ей зло. Этот уникальный прием позволит девушке избавиться от переживаний, связанных с прошлым. Психологи использовали этот метод, и через некоторое время девушка смогла устроиться на новую работу, успешно пройдя собеседование. Во время разговоров с новым руководством она чувствовала себя расслабленной, уверенной и максимально спокойной.
Исключить желание мести, направить мысли в сторону примирения с ситуацией можно лишь в том случае, если пострадавший человек сам этого желает.
И тогда он мысленно возвращает весь негатив его законному владельцу. В противном случае, у человека появится ненависть к себе и еще большая жажда мщения. Эту ситуацию можно сравнить с испачкавшейся одеждой. Если не обращать внимания на пятна, а переключить все внимание на человека, который испачкал одежду, то пятна все равно останутся. Очевидно, что такое поведение не является эффективным.
Сохраняйте достоинство и внутреннюю чистоту
Рассмотрим ситуацию еще одной девушки Дарьи, которая не ощущает близости со своим мужем. Раньше девушка позволяла себе вести беспорядочный образ жизни, у нее было много мужчин и не самых лучших. Жизнь Дарьи изменилась после знакомства с мужем, которого она полюбила. Но, у нее в душе появилось неприятное ощущение, что она .
Стоит отметить, что в жизни Дарьи случилась ситуация, которая негативно отразилась на ее эмоциональном состоянии. В возрасте пятнадцати лет девушка подверглась действиям насильника. Хоть Дарья и понимала, что не виновата в этой ситуации, жажда мщения и обида все равно сидели у нее глубоко в душе. Дарья считала, что эта ситуация стала возможной из-за ее беспорядочного образа жизни. То есть именно из-за этого она чувствовала себя недостойной хорошего и умного мужчины. Она стыдилась себя и не могла очиститься от неприятных мыслей.
В случае с Дашей была использована психология мести, а именно метод возвращения ”зла” обидчику. Зло, которое сидело внутри у Даши, вызывало у нее ощущение грязи, омерзения. Девушка считала, что ее душа испачкана. Эффект не заставил себя долго ждать. Зная, какова психология мести, специалисты помогли вернуть девушке все хранящееся внутри нее зло. Дарья выдохнула с облегчением.
Если вы думаете, как избавиться от желания отомстить, то помните, что данный метод не всегда эффективен. Не все могут простить обидчика. Да, это и не всегда является целью. Психологи знают массу других приемов, как избавиться от желания отомстить. Все методы объединяет конечная цель. Она заключается в восстановлении утраченного достоинства, которое неизбежно влечет за собой ощущение внутренней чистоты и спокойствия. Поэтому, если вы не можете справиться с разрушающим желанием мести, лучше .